О клубе. Библиотека.


Волшебные растения



Знаете ли вы, что в растительном мире существует немалое число «волшебных» растений? Если немного отвлечься от повседневности и погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев...

Есть такая наука – этноботаника. Она изучает народные предания, легенды и сказки о растениях. Множество интересных фактов о «волшебных» растениях можно обнаружить, и вспоминая историю самой ботаники. Да что там – любой хороший садовник может рассказать много занятных историй о своих питомцах. А сказки и чудесные истории – веселые или страшные – любим мы все. Об этом прекрасно свидетельствует невероятный успех книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере – мальчике-волшебнике, обучающемся в школе магии и сталкивающемся там, между прочим, с волшебными растениями.

Кстати, целый ряд растений у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу «чародейских». Они с завидным постоянством упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру. Причем не под абстрактными, допускающими разные толкования (как «аленький цветочек»), а под вполне определенными, реальными ботаническими названиями. Что же такого необычного в этих растениях, за что они попали в сказку?

Давайте начнем с двух растений, которым уделено особое внимание в книге Дж.Роулинг. Больше всего неприятностей доставила Гарри Поттеру гремучая ива. Что заставило писательницу включить это растение в свою книгу? Что мы знаем об иве?

Первым делом вспоминаются склоненные над водой «плакучие» ветви, белые пушистые шарики «вербы», ну и, пожалуй, еще корзинки, сплетенные из ивовых прутьев. Однако у многих народов ива считалась «чародейским» деревом и действительно имела недобрую славу. Ее связывали с горем и потерей любви, с бесплодием и импотенцией. Плакучие формы ивы были символами печали. Сжигание ивовой древесины, по преданию, приносило несчастье. Древесина ивы была в сказках тем материалом, из которого делали волшебные палочки.

У древних греков ива была посвящена богине колдовства Гекате. В Египте ветви ивы сжигали на погребальных кострах. А вот у римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье – для этого надо было найти дерево с полым стволом, встать внутри него и произносить соответствующие заклинания. Однако ученые древности обращали внимание и на более реальные лечебные свойства дерева. Диоскорид и Авиценна писали о лекарственных свойствах коры и сока этого растения. Позже Парацельс, Иероним Бок, Лоницерус и Маттиоли рекомендовали в качестве лекарственного средства собранную весной кору молодых ветвей ивы. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь – от лихорадки при малярии. Кора ивы даже была названа «европейской хинной коры» за противолихорадочное, жаропонижающее действие. Позже из коры ивы были выделены соединения, получившие название салицилатов, от латинского имени растения – Salix. Одно из этих «чародейских» веществ сейчас знакомо всем – это ацетилсалициловая кислота, аспирин.

В народной медицине отвар ивовой коры использовался также для полоскания рта и горла при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей. Порошок и отвар коры ивы применялись как кровоостанавливающее, вяжущее и глистогонное средства. Молодые побеги ивы считались хорошим средством при цинге.

Высоко ценили иву кельты. В кельтском гороскопе иве корзиночной (Salix viminali) посвящен период с 1 по 10 марта и с 3 по 12 декабря.

Распустившиеся ранней весной пушистые шарики ивы козьей (S.caprea) стали на Руси символом одного из важнейших праздников христианского календаря – Пальмового, а у нас – Вербного воскресения, предшествующего Пасхе. Освященные в церкви ветки вербы принято было хранить целый год – считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.

И еще одно свойство ивы могло послужить причиной частого упоминания ее как волшебного растения – исключительная способность к вегетативному размножению. В народном фольклоре об иве говорится: «Ее выкосили, а она снова выросла», «Ива из тычка растет». И действительно, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти со стопроцентной вероятностью укоренится. Известны случаи, когда начинали расти плетни, сплетенные из ивовых прутьев.

Еще одно растение, которому уделяется много внимания в книге Дж.Роулинг, – пожалуй, самое известное из волшебных, или самое «волшебное» из известных, – мандрагора.

Подарите себе это ЧУДО




на страницу назад 
на страницу 2 на страницу 3 на страницу 4 на страницу 5 на страницу 6 на страницу 7 на страницу 8 на страницу 9 на страницу 10 на страницу 11 текушая страница  (12) на страницу 13 на страницу 14 на страницу 15 на страницу 16 на страницу 17 на страницу 18 на страницу 19 на страницу 20 на страницу 21 на страницу 22 на страницу 23 на страницу 24 на страницу 25 на страницу 26 на страницу 27 на страницу 28 на страницу 29 на страницу 30 на страницу 31 на страницу 32 на страницу 33 на страницу 34 на страницу 35 на страницу 36 на страницу 37 на страницу 38 на страницу 39 на страницу 40 на страницу 41 на страницу 42 на страницу 43
 на страницу вперед

УПОТРЕБЛЕНИЕ МАТЭ В ПРАКТИКАХ ЙОГИ ?


Растение Мате и культура Йоги пришли из разных культур, разных духовных традиций, хотя и не разнящихся глобально, как можно было бы подумать. Нельзя сказать, что о них было совсем ничего не известно. Энтузиасты могли изучать йогу по эклектичным самиздатовским распечаткам, а об употреблении и действии мате додумывать исходя из книг Кортасара. И в том и в другом случае налицо дефицит информации, при котором человек склонен обычно достраивать в уме недостающее, додумывать, воображать в соответствии со своим индивидуальным опытом и ограниченным кругозором. Поэтому нужный объем информации дает нам возможность практиковать корректно, потреблять культурно. При этом качество «присутствия» в процессе ритуала необходимо постоянно корректировать. Дух должен «сгущаться» согласно технологии и эгрегорной нагрузке «формы», — растения, «формы», — асаны, или медитативной позы для созерцания тела. Безрассудно заниматься непонятной йогой, как и пить некачественный мате.
Школа Йоги опирается на традицию, линию передачи. Падуб Парагвайский, или Мате, – на более чем 10 000 летнюю историю потребления коренным населением Мезоамерики и на совесть поставщиков. Шанс на то, что вы обучитесь чему-то ценному у какого-нибудь проходимца с очередной «хатха-йогой для начинающих», примерно равны возможности купить хороший мате в первом попавшемся чайном магазине. То есть такая возможность не исключается, но она невелика. В Йоге есть эффективно работающие авторские методики (например, А. Сидерского, А. Лаппы), есть и хороший мате частных небольших фирм. Но это единичные случаи, и надежнее ориентироваться на бренды, проверенные временем, подкрепленные отзывами.